I. Сколько стоит сайт? Сайт «как бизнес» и сайт «как инструмент»

Совершенно разные люди сталкиваясь с проблемой оценки сайта зачастую подходят к этому вопросу по-своему. Для тех, кто совсем «не в теме», стоимость сайта равносильна затратам на его создание. И точка. Для тех, кто знает о том, что сайты могут зарабатывать, стоимость сайта определяется доходом, генерируемым площадкой. Для веб-мастеров, стоимость сайта определяется контентом, движком, «пузомерками», присутствием в каталогах, тем же доходом и посещаемостью. Финансовых аналитиков в сайте интересует доходно-расходная сторона вопроса – издержки на содержание проекта, инвестиции в развитие, годовая доходность, динамика роста выручки и рентабельность.

Для того чтобы проанализировать интернет-актив на предмет его стоимости, необходимо иметь адекватную методологию, ведь сайт сайту рознь. С этого и следует начать. Первый шаг – определение типов сайтов. В нашей методологии основных типов всего два.

Распространённая ошибка – путать эти типы, а именно «сайт как бизнес» и «сайт как инструмент бизнеса».

Представьте себе некий сайт очень невзрачного и не очень посещаемого интернет-магазина, реализующего оптом какой-то товар. Объёмы реализации большие, платежи проходят через сайт, но значит ли это, что сайт стоит дорого? Нет. Потому что в данном случае сайт является инструментом бизнеса, а не самим бизнесом. (Мы не рассматриваем ситуацию, когда сайт имеет «широко известный в узких кругах» бренд).

Другой пример – сайт со сравнимо небольшой посещаемостью, такой же невзрачный, с тем же функционалом. Сайт что-то зарабатывает на рекламе, что-то совсем близкое к нулю.

Строго говоря, оба сайта, при прочих равных, буду стоить одинаково, но в одном случае сайт является звеном бизнеса, инструментом, встроенным в бизнес-процессы, в другом же случае – сайт сам по себе бизнес, с почти нулевым доходом, но бизнес!

Оценивать, а тем более продавать сайт, встроенный в бизнес-процесс, никто не станет, потому что его ценность, как актива, смехотворна. Разве станет продавать свой сайт OZON? Какой инвестор всерьёз захочет купить именно сайт OZON.ru, не подкреплённый ничем, ведь это пустышка, которая не сможет выполнять свои обязательства, поставлять клиентам заявленные на сайте товары, принимать платежи. Совсем другая история начинается тогда, когда сайт является бизнесом, то есть активом, который можно и нужно оценить.

Теперь мы определились, что объектом покупки может быть лишь интернет-сайт, либо изначально являющийся самостоятельным активном, либо активом, который встроен в существующий бизнес, но без труда вычленяется из него. С этого момента наше внимание переключается на виды интернет-бизнеса, то есть на то, чем сайт является, какую бизнес-модель использует, как зарабатывает.